|
|
Авдонин Игорь Александрович г.Санкт-Петербург
Исторический букварь автолюбителя
1910
1910, февраль- в Военный совет Российской Империи поступило секретное представление «О придании пятых автомобильных рот ряду европейских железнодорожных батальонов», положившее начало организации автомобильных войск в русской армии 1910, март, 01- в российской столице, Санкт-Петербурге, образовано акционерное общество «Столичный таксомотор». Термин «таксомотор» пущен в обиход петербургской торговой фирмой «Фриде», которая была дилером автомобилей Ford 1910, март, 02- родился Ион Аронович Фридлянд, организатор автомобильных гонок 50-60-х годов в Москве, судья на многих соревнованиях 1910, март, 11- небольшая фирма в Токио под названием «Токио Кунисуэ Дзидося Денки», то есть Токийский автомобильный завод «Кунисуэ», начала серийное производство легковых четырехместных автомобилей с двухцилиндровыми моторами мощностью 8 л.с. при 1800 об/мин. До машины Kunisue разными инженерами в Японии изготавливались лишь отдельные опытные образцы, и лишь в 1910 году удалось выпустить партию из однотипных машин 1910, март, 16- рекорд скорости - американский гонщик Барни Олдфилд на 200-сильном гоночном автомобиле Benz в заездах на 1 километр и 1 милю со стартом с хода достиг скорости соответственно 211,977 и 211,263 км/ч. Но Международная автомобильная федерация (тогда она называлась AIACR) решила признавать только рекорды, установленные в заездах на 1 километр и 1 милю в двух направлениях. Таким образом исключалось влияние попутного ветра 1910, март, 28- Михайловский манеж в Петербурге стал местом проведения 3-й Международной автомобильной выставки. Она длилась две недели и привлекла 100 фирм. Среди них были и отечественные: Руссо-Бапт (автомобили), Пузырев (двигатели и запчасти), Яковлев (кузова), «Проводник» и «Треугольник» (шины). На выставке было продано более полусотни машин, в том числе 20 «Руссо-Балтов» 1910- начало производства авто в России (Русско-Балтийский вагонный завод) - введен первый налог на автомобили (Великобритания) - первый указатель поворота на автомобиле в виде руки с механическим приводом и ночной подсветкой - крупный международный пробег по маршруту Петербург - Киев - Москва - Петербург - пробег атомобиля Руссо-Балт по маршруту Петербург - Неаполь - Петербург (более 10 тыс.км.) без неполадок - первые попытки специализации обучения по автомобильному делу - когда группа студентов Московского высшего технического училища организовала научно-автомобильный кружок, целью которого была популяризация автомобилизма. Курс лекций по легким двигателям впервые в России начал читать профессор Н.Р.Брилинг, специализированный семинар по автомобилям вел также профессор И.В.Грибов - прекратил свое существование первый серийный российский автозавод Г.А.Лесснера - умер Чарльз Стюарт Роллс - один из основателей Роллс-Ройса - тип руля Руль образца 1910 года
1911
1911, февраль, 27- завод Кадиллак первым в мире (параллельно с Ф.Порш, Австрия) начал устанавливать на свои автомобили электрические стартеры, разработанные Ч. Кеттерингом и Э. Дидсом в лаборатории «Делко» Кадиллак-30 (Cadillac Model 30 Self Starter) с электростартером - родился Эдуард Осипович Лорент - заслуженный мастер спорта 1911, март, 18- зарегистрирована фирма «Скания-Вабис», известная сегодня своими тяжелыми грузовиками 1911, апрель, 23- рекорд скорости - американец Боб Бурман на машине Бенц с 200-сильным мотором установил во Флориде на дистанции 1 миля с хода новый мировой рекорд скорости - 228,1 км/ч 1911, июнь, 24- родился максимальный мировой рекордсмен в Формуле-1 Хуан Мануэль Фанхио 1911- первые серийные автомобили Кадиллак - электрический стартер и кнопка на панели приборов (Австрия, Ф.Порш; США, фирма Кадиллак) - ключ зажигания на авто - в России на заводе И.П.Пузырева выпущен первый автомобиль
1912
1912, февраль- в Москве появились три первых ассенизационных автомобиля, купленных биржевой артелью К.Фон-Мекк 1912, март- немецкая автомобилестроительная компания Benz официально открыла в Москве свое отделение 1912- двигатель с двумя распределительными валами в головке цилиндров, полусферическая камера сгорания, 4 клапана на цилиндр (Франция, компания Пежо) - первые запасные колеса в продаже - выпуск авто с цельнометаллическим кузовом (США, Э.Бадл) - в США ввели в практику изготовления автомобилей: управление трансмиссионным (стояночным) тормозом с помощью рычага, а колесным тормозом - педалью - опыты по установлению радиоприемника в авто (Канада)
1913
1913, февраль, 10 (ст.ст.)- Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб провел автомобильную гонку на льду по маршруту Санкт-Петербург - Кронштадт - Санкт-Петербург 1913- конвейерное производство (США, Г.Форд) - привод электростартера (США, фирма Бендикс) - предложено переплетение спиц в автомобильном колесе для уменьшения вибрации (Аргайл) - профессор Лебедев начал читать необязательный курс лекций по автомобилям в Петербургском технологическом институте - начало профессионального автомобильного образования в России
1914
1914, февраль, 01 (ст.ст.)- императорское Российское Автомобильное Общество (ИРАО) получило исключительное право присваивать автомобильным соревнованиям, проводившимся в России, статус всероссийских 1914, февраль, 28- состоялись зимние автомобильные гонки по льду из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Среди пятнадцати участников победу одержал А. Верн на Hupmobile. Соревнования явились предтечей современных зимних гонок на ипподроме 1914, ноябрь, 01- на Северо-Западный фронт отправилась первая в истории русской армии рота бронеавтомобилей. В нее входили 8 машин на шасси «Руссо-Балт С24-40» отечественного производства с бронекорпусами «Ижор». Они были оснащены тремя пулеметами каждая 1914, ноябрь, 12- братья Джон и Горейс Додж, в прошлом владельцы завода-смежника, работавшего с компанией Форда, основали собственную фирму по производству автомобилей. Они начали с модели, которая впервые в мире оснащалась цельнометаллическим кузовом. С 1928 года Додж стал составной частью корпорации Крайслер 1914- колеса типа Рейдж-Уитворд с центральным креплением обода колеса гайкой - тормозная система с гидравлическим приводом (США, Малькольм Локхид) - в России основным средством перевозок и в городе и на селе, главной тягловой силой в сельском хозяйстве была лошадь - их в стране насчитывалось более 32 миллионов - почти треть всех работающих лошадей планеты. Однако, помимо выпуска собственных машин, Россия была крупнейшим в мире импортером автомобилей. Всего к 1914 г. в стране насчитывалось 13 тыс. автомобилей 270 иностранных фирм. Доказательством относительной активности России в этой области может служить тот факт, что первые четыре международные автомобильные выставки (1907, 1908, 1910 и 1913 гг.) состоялись в нашей стране. Несмотря на то, что различные промышленные выставки и автомобильные салоны проводились и в других странах, российские отличались весьма широкой представительностью, великолепием и отличной организацией. Пятая международная автомобильная выставка (1914 г.) проводилась в Париже, и, как отмечают специалисты, на ее организацию существенное влияние оказали предыдущие российские выставки
1915
1915, февраль, 27 (ст.ст.)- утвержден устав Московского Общества Мотористов, объединявшего в своих рядах мотоциклистов Первопрестольной 1915, март, 13- на льду Невы успешно прошли испытания полугусеничного «Руссо-Балта». Тележку с резиновыми гусеницами для него изобрел Адольф Кегресс, технорук Императорского гаража 1915- автоматическая смазка двигателя и узлов шасси - прекратило существование предприятие Лейтнера в Риге - фабрику эвакуировали в Харьков - огромное значение автомобильного транспорта было доказано лишь в годы первой мировой войны 1914-1918 гг., которая и положила начало активному использованию автотранспорта в России. Тогда для нужд армии из-за границы было ввезено сразу несколько тысяч грузовых и легковых машин, долгое время составлявших большую часть российского автомобильного парка. А в 1915 г. на высшем государственном уровне было принято решение о создании отечественной автомобильной индустрии, основу которой в первое время должны были составить 6 наиболее перспективных предприятий: завод Автомобильного Московского общества (АМО), АО “В.А.Лебедев”, АО “Русский Рено”, АО “Аксай” в Ростове-на-Дону, Русско-Балтийский завод (к этому времени уже переведенный из Риги в Москву) и завод “Бекас” в Мытищах - тип руля Руль образца 1915 года 1915-1918- сооружение первой в мире промышленной установки по крекингу нефти (У.Бартон)
1916
1916, январь- в рамках государственной программы организации автомобильного производства в России началось строительство автомобильного завода АО «В.А.Лебедев» в г. Ярославле, который должен был выпускать автомобили для армии. Ныне это предприятие известно как Ярославский моторный завод 1916, февраль, 21 (ст.ст.)- император Николай II утвердил решение Совета министров об отпуске кредитов на создание автомобильных заводов в России. Этот день можно считать днем рождения отечественной автомобильной промышленности 1916, февраль, 27- подписан договор между Главным военно-техническим управлением русской армии и торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и Ко» о строительстве завода АМО. Для производства была выбрана модель ФИАТ-15-Тер 1916- ежегодный выпуск авто в США превысил один миллион экземпляров - на окраине Замоскворечья на базе механического завода Шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирнс и Кольнас» было организовано акционерное общество Шарикоподшипник СКФ, с которого началось производство подшипников в России (ГПЗ-2)
1917
1917, март- официальная дата ввода в строй автомобилестроительного завода AMO (ныне ЗИЛ) в Москве 1917- штампованные диски колес - электрическая трансмиссия - в целом до 1917 года в России в различное время автомобили выпускались следующими заводами и фабриками: «П.А.Фрезе и К», «Э.Л.Лидтке», «Д.Скавронский», АО «Г.А.Лесснер», «Ив. Брейтигам», Товариществом «Политехник», «П.Д.Яковлев», «К.Крюммель», «И.П.Пузырёв» (Санкт-Петербург), АО «Луке», «Н.Э.Бромлей», «Братья Крыловы и К», «А.И.Евсеев», «П.П.Ильин», «Автомобильное Московское общество (АМО)» братьев Рябушинских (Москва), «А.Лейтнер», АО «Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)» (Рига), машиностроительной мастерской М.М.Хрущёва (Орёл), АО «В.А.Лебедев» (Ярославль), «Аксай» (Ростов-на-Дону), «Русский Рено» (Рыбинск), «Бекас» (Мытищи) и др. Одновременно существовало большое число предприятий по производству шин, аккумуляторов, электрооборудования, автомобильных принадлежностей, одежды для водителей. До 1917 г. в разное время издавалось 18 периодических изданий, связанных с автотранспортом. Наиболее авторитетным из них был журнал Российского автомобильного общества «Автомобиль» 1918
1918, июль, 18- первые постовые на городских улицах России 1918- гидравлический привод тормозов (США) - умер П.А.Фрезе - закончилась сборка Руссо-Балтов в связи с окончанием деталей 1918, декабрь, 31- кончилась эра машин, принадлежащих к категории Ветеран (категория В) 1919
1919, январь, 01- началась эра машин, относящихся к категории Давние (категория С) 1919- механизмы подъема стекол (на автомобилях Раскати и Рюгсе-Ашж) - создан API - Американский нефтяной институт
|