|
|
Авдонин Игорь Александрович г.Санкт-Петербург
Исторический букварь автолюбителя
1900
1900, март, 11- Густав Эрхард выдвинул идею объединить все автомобильные клубы Германии под одной крышей. Цель - централизованное регламентирование правил движения, календаря гонок, классификации автомобилей. Первоначальное название объединения - Deutsche Auiomobil Verband - не раз изменялось, пока окончательно не было зафиксировано как Automobilclub von Deutschland (AvD). Это наименование сохранилось до наших дней 1900, март, 13- немецкая фирма АЭГ построила свой первый электрический омнибус с аккумуляторами. В тот день он начал курсировать между Ангальтским и Штеттинским вокзалами Берлина 1900, март, 15- в Нью-Йорке выдано первое в Америке удостоверение на право управления автомобилем. Его получил Гарольд Бирни 1900, апрель- Луцкой Борис Григорьевич привез из Германии для ходовых испытаний на Ижорском заводе две «моторные телеги», которые он сконструировал и построил в Мариенфельде на заводе Даймлера 1900, июль, 25 (август 7)- первые права в России - постановление городской думы и градоначальника Санкт-Петербурга «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях» - фактически полноценные права - со всеми необходимыми данными шофера и его фотографией, на экзамене нужно было не только продемонстрировать мастерство вождения, но и доказать знание географии Северной столицы 1900- автоматическое регулирование опережения зажигания (США, завод Олдсмобиль) - автомобиль скорой медицинской помощи (США) - создан прототип первого «Мерседеса», который уже имел все признаки современного автомобиля - патент на принцип компрессионного наполнения двигателя воздухом (Г.Хонольд) - первый в мире гибридный автомобиль конструкции Фердинанта Порш и Людвига Лонера произвел фурор на Парижской ярмарке - ДВС показывали удельную энергоёмкость до 60 Вт*ч/кг и могли обеспечить автомобилю запас энергии до 25 кВт*ч/кг с учётом типичного для того времени объёма бака - умер Готлиб Даймлер, Жан Жозеф Этьен Ленуар
1901
1901, январь, 10- близ городка Синдльтон в штате Техас ударил первый нефтяной фонтан. Он дал начало нефтедобывающей отрасли в этом штате, ставшем в США важнейшим поставщиком топливного сырья 1901, январь, 30- родился Рудольф Караччиола - пятикратный чемпион Европы по кольцевым автогонкам 1901, февраль, 02 (январь, 19 ст.ст.)- известный русский изобретатель Ипполит Владимирович Романов подал в Санкт-Петербургскую городскую Думу прошение о разрешении открыть в российской столице десять маршрутов электрического омнибуса собственной конструкции (на АКБ). После успешных официальных испытаний городская управа разрешила И.В.Романову открыть в Петербурге движение его электромобилей Электрический омнибус Романова 1901, март, 01- на заводе «Олдс» гигантский пожар уничтожил все цеха, кроме литейного. Чудом уцелел один опытный автомобиль. Впоследствии такие машины под названием «Олдсмобил Карвед Дэш» выпускали тысячами 1901, апрель, 25- в штате Нью-Йорк впервые в мире введены официальные автомобильные номера. Владельцев машин обязали зарегистрировать свои фамилии и адрес и описание их автомобиля и заплатить 1 доллар за регистрацию, после чего они получали небольшую табличку (высотой около 8 см), на которой были указаны инициалы владельца. В первый год было выдано 954 номера 1901, май, 26- рекорд скорости - директор петербургской фабрики велосипедов, автомобилей и лодок «Старлей-Психо» Луи Мази установил первый всероссийский рекорд скорости на автомобиле. Управляя машиной «Старлей» с двигателем мощностью 3,5 л.с. (499 см3), Мази прошел 1 версту (1067 м) с хода за 84,5 секунды: средняя скорость - 45,395 км/ч Луи Мази на «Старлей-Психо». Лето 1901 г. 1901- умер Эдуард Деламаре-Дебутвиле 1901, декабрь, 24- в Берлине основана фирма НАГ («Нойе аутомобил гезельшафт»). Она изготовляла легковые машины, грузовики, автобусы и авиамоторы. В 1934-м объединилась с фирмой «Бюссинг»
1902
1902, январь, 29- открыт первый крупнейший в России автомобильный торговый дом - поставщик Императорского двора «Победа». В дальнейшем - вторым по величине считался торговый дом «А.М.Фокин» 1902, март, 18 (ст.ст.)- русское Акционерное Общество Лесснер и Компания из Санкт-Петербурга заключило контракт с немецкой фирмой Daimler, по которому получало эксклюзивное право выпуска автомобилей этой марки в России 1902, март, 31 (ст.ст.)- на фабрике Фрезе и Компания в Санкт-Петербурге прошли испытания первого русского троллейбуса. Электрическое оборудование для него было изготовлено по проекту барона Шуленбурга, а кузов - по проекту П.А.Фрезе. Испытания прошли успешно. Материалы этих испытаний были использованы В.И.Шуберским в его проекте троллейбусного сообщения по Черноморскому побережью Кавказа 1902- педаль акселератора (газа) (на автомобиле Мерседес) - дисковый тормоз (Великобритания, Ф.Ланчестер) - полноприводный автомобиль (Голландия, фирма Спикер, США, Спайнер) - рекорд скорости - 120, 75 км/час (Франция, Серполле Л., паровая) - журнал «Автомобиль» (Россия) - начало издания - слово Mercedes зарегистрировано как торговая марка - первый Опель собственной конструкции с 2-цилиндровым (1884 куб.см.) двигателем мощностью 12 л.с. с встроенным водяным насосом, скорость до 45 км/ч - модель «10/12PS» Первый Опель - тип руля
Руль образца 1902 года - ослиный хвост
1903
1903, январь, 21- родился Виталий Андреевич Грачев - советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники 1903, сентябрь, 15- на главном почтампе Санкт-Петербурга начало работать первое в России автотранспортное предприятие. Четырнадцать фургонов столичной фабрики Фрезе, снабженные моторами De Dion-Bouton, начали развозить почту 1903, октябрь, 17- первый серийный автомобиль Cadillac с одноцилиндровым двигателем выехал из ворот одноименного завода в Детройте 1903- ветровое стекло на автомобиле - распределительный вал в головке цилиндров (Великобритания, завод Модсли) - организовано Российское автомобильное общество - изобретено безопасное стекло - начало работы Харлея над разработкой мотоциклов (мотоциклы и фирма Харлей-Дэвидсон (Harley Davidson), США)
1904
1904, апрель, 01- первый автомобиль Фредерика Генри Ройса 1904, июль, 11- Петербургский завод Лесснер построил свой первый автомобиль - пожарный 1904, сентябрь, 19- французская фирма «Делонэ-Бельвиль», специализировавшаяся на паровых машинах и котлах, изготовила свой первый автомобиль. Она стала выпускать дорогие модели высокого качества. Одной из первых фирма освоила производство 6-цилиндровых моторов со смазкой под давлением, а также стартеров, работающих от сжатого воздуха. Специально для российского императора изготовлялись машины с 70-сильными моторами рабочим объемом 11840 см3. После второй мировой войны компания «Делонэ-Бельвиль» пришла в упадок и в 1950 году была продана фирме «Ровэн», выпускавшей... микролитражки 1904- автоматическая передача (США, Д.Стартевент) - дамский автоклуб (Великобритания) - патент на тормозную систему на 4 колеса (Великобритания, П.И. и Дж.Рену) - выпущен первый авто в России на заводе (завод П.П.Ильина, затем завод «Спартак») - организовано Санкт-Петербургское таксомоторное общество - на предприятии Лесснера выпущен первый Российский пожарный авто 1904, декабрь, 23- основана корпорация Роллс-Ройс 1904, декабрь, 31- окончилась эра машин, относящихся к категории Антик (старинные автомобили категории А)
1905
1905, январь, 01- началась эра машин, относящихся к категории Ветеран (категория В) 1905, март, 08- стартовал трансконтинентальный автомобильный пробег из Нью-Йорка в Портленд протяженностью 6263 км. Эту дистанцию, опередив соперников, первыми прошли Дуайт Хаос и Мильфорд Уигль за 44 дня на своем Oldsmobile 1905, апрель- АО Г.А.Лесснер выпустило первый автомобиль конструкции Б.Г.Луцкого для Главпочтамта Санкт-Петербурга и приступило к его испытаниям 1905, июль, 18- два американских изобретателя, Чарльз Найт и Лаймен Кильбурн, получили патент на двигатель с гильзовым газораспределением. Вместо клапанов впуском рабочей смеси и выпуском отработавших газов управляли расположенные между поршнем и цилиндром гильзы Они приводились в движение шатунами от распределительного вала. Когда при возвратно-поступательном движении гильз сделанные в их стенках окна совпадали, происходили такты впуска и выпуска. Гильзовое газораспределение по схеме, предложенной Найтом, было чрезвычайно популярно вплоть до 30-х годов. Оно работало бесшумно, и износ гильз был невелик. Такие моторы применяли фирмы Даймлер, Мерседес, «Минерва», Панар-Левассор, Пежо, «Вуазэн» и другие 1905, август, 15- родился Манфред фон Браухич, знаменитый немецкий гонщик предвоенного периода. Племянник фельдмаршала фон Браухича, он в лучшие свои годы являлся фирменным гонщиком команды Мерседес-Бенц. На его счету 4 победы в гонках на Гран-при 1905, август, 17- первое в Германии ралли на призы, установленные богачом и меценатом Херкомером, выиграл спортсмен-любитель из Мюнхена Э. Ладенбург. Он выступал на машине Benz 35-40 (5900 см3, 40 л.с., 90 км/ч) 1905, ноябрь- АО Г.А.Лесснер построило 6 автомобилей для Петербургского Главпочтамта 1905- изобретение таксометра - в США 70% всех выпущенных механических экипажей - автомобили с ДВС и по 15% электрических и паровых
1906
1906, январь, 26- рекорд скорости - впервые в истории сухопутных заездов преодален рубеж в 200 км/ч. Случилось это, когда Фред Мариотт (США) разогнал паромобиль «Ракету» братьев Стэнли, Stanley-Rocket, до 205,44 км/ч - скорости, в то время недостижимой для обычных бензиновых автомобилей Автомобиль-рекордсмен Stanley-Rocket 1906, март, 16- на лондонском автошоу была показана 6-цилиндровая модель Rolls-Royce 40/50 hp - «Серебряный призрак» 1906, июнь, 26-27- первые соревнования Гран При (Франция) 1906, октябрь, 30- родился Джузеппе (Нино) Фарина - первый чемпион мира по гонкам Формулы-1 1906- первый образец авто Роллс-Ройс - первый протектор на автомобильных шинах - первая придорожная бензоколонка (США)
1907
1907, ноябрь, 27- открыт первый в истории памятник, в котором кроме человека увековечен и автомобиль - памятник Левассору в Париже (бульвар Перер в сквере Адмирала Брюи) 1907- система впрыска топлива под высоким давлением (Франция, П.Оранж) - разрешенная скорость движения в Москве и Санкт-Петербурге повышена с 12 до 20 верст в час - автопробег ралли Пекин-Париж (16 тыс.км - 2 месяца) - первая международная автомобильная выставка прошла в России - первая крупная автомобильная гонка России, имевшая международное значение - автопробег Москва - Петербург - городское управление Петербурга создало специальную комиссию для решения вопроса о возможности массового использования автомобилей. В результате 100-верстного пробега было установлено, что автомобиль не представляет опасности для города. За городом же шума и вида машин пугались крестьянские лошади, поэтому движение автомобилей здесь было запрещено
1908
1908, сентябрь, 06- российские автомобилисты Андрей Нагель (редактор журнала «Автомобиль»), Альберт Ефрон (автогонщик) и Владимир Лебедев (автопромышленник) отправились в пробег Петербург-Париж на автомобиле «Brasier 24/30» Пробег 1908 года 1908, сентябрь, 16- американский предприниматель Уильям Крапо Дюрант основал корпорацию Дженерал Моторс Корпорейшн. В ее состав вошли фирмы: «Кадиллак», «Окленд», «Олдс», «Картер», «Эльнор», «Эвинг» и «Уэлч» 1908, октябрь, 01- начато производство автомобиля «Ford-T» - впервые использована конвейерная сборка авто на заводе Г.Форда. До 31.05.27 фирма Ford изготовила 15’007’033 машины этой модели 1908- автопробег Нью-Йорк-Сан-Франциско-Владивосток-Москва-Париж - дисковые тормоза на задние колеса
1909
1909, январь- опубликован один из первых в России документов, установивших правила дорожного движения для автомобилей - «Технические правила о движении автомобилей по шоссе ведомства Путей сообщения» 1909, июль, 04- в американском графстве Уэйн открыта первая бетонированная сельская дорога 1909, август, 19- открыт гоночный трек в Индианаполисе (США). Сначала покрытие его дорожки состояло из гравия и битума, но затем его заменили кирпичным. «Старая кирпичница» функционирует и поныне 1909, август, 27- состоялось первое в России ралли Петербург - Рига - Петербург, в котором участвовали 23 автомобиля. В их числе дебютировал «Руссо-Балт С24» (шасси № 1) 1909, сентябрь, 15- выходит в свет книга Н.Г.Кузнецова «Курс автомобилизма». Это был первый в России всеобъемлющий учебник по автомобильному делу, который выдержал 5 изданий. В общей сложности его тираж превысил 18,5 тыс. экземпляров. Цифра значительная, поскольку к моменту выхода последнего издания в России насчитывалось всего около 13 тысяч автомобилей. Инженер Кузнецов родился в 1875 году и после окончания Императорского Московского Инженерного училища служил в Министерстве путей сообщения, издавал журнал «Двигатель». После октябрьского переворота 1917 года Николай Григорьевич эмигрировал в Англию, где в начале 20-х годов издавал русскоязычный журнал «Механический транспорт» 1909, ноябрь, 09- рекорд скорости - французский гонщик Виктор Эмери на английском гоночном треке «Бруклендс» первым в мире взял 200-километровый барьер скорости на машине с ДВС. На дистанции 1 километр со стартом с хода он показал среднюю скорость 202,69 км/ч. По существовавшим в те годы правилам мерную дистанцию нужно было проходить только в одном направлении (с 1922 года - в двух противоположных). Автомобиль, носивший название Blitzen Benz («Молниеносный Benz»), имел 4-цилиндровый мотор рабочим объемом 21493 см3 и мощностью 200 л.с. при 1500 об/мин 1909- тормоза на всех колесах (Великобритания, автомобиль Ароэ-Джонстон) - Российское автомобильное общество стало именоваться Императорским - международная конференция по выработке общеевропейских требований к автомобильному движению, утверждены первые международные знаки (Париж) - в России на заводе Руссо-Балт выпущен первый автомобиль - заложен «Русский автомобильный завод И.П.Пузырева» - 5 автомобилей выпущено в Орле в мастерских М.М.Хрущева - Московское почтовое ведомство имело 30 машин - международное дорожное испытание автомобилей Петербург - Псков - Рига - Петербург - Ройсу за «Серебряный Призрак» присвоили титул рыцаря
|