Фиттерман Борис Михайлович |
|
Авдонин Игорь Александрович
Фиттерман Борис Михайлович
{автоперсона} – (09.01.1910 – 1991) российский автомобильный конструктор, изобретатель автомобиля Запорожец. Кавалер ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени. Дважды лауреат Сталинской премии. В 1931 окончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова (ныне МАМИ). Его дипломной работой стала разработка армейского тяжелого мотоцикла с карданной передачей. В 1933 устроился в Научный автотракторный институт, вскоре перешел в Научно-исследовательский институт городского движения (НИИГД). Разработал первую снегоуборочную машину, а также предназначенные для участников демонстраций передвижные общественные туалеты, которые были созданы на шасси автобуса ЗИС-8. В 1935 перешел работать на Горьковский автозавод (ГАЗ), занимался проектированием легкового автомобиля ГАЗ-М1. Продолжал сотрудничать с НАТИ, совместно с А.Н.Островцевым разработал двухмоторный грузовик 2М. В 1938 был переведен на завод им.Сталина (ЗИС). Фиттерману поручили создание полноприводных грузовиков на базе ЗИС-5 и ЗИС-К2. В 1943 был назначен главным конструктором. В послевоенные годы работал над автомобилем высшего класса ЗИС-110, занимался конструированием вездеходов ЗИС-151, городских автобусов вагонного типа и трехосных бронетранспортеров. Именно за разработку БТР правительство наградило Фиттермана орденом Трудового красного знамени. На следующий день инженер был арестован и получил 25 лет лагерей. В 1956 вернулся в НАМИ, где занялся разработкой прицепов. В 1957 возглавил бюро легковых автомобилей, работал над созданием инвалидных мотоколясок и над автомобилем ЗАЗ-965 – знаменитым Запорожцем. Фиттерман – автор нескольких учебных пособий, в том числе учебника «Микроавтомобили». Был членом учебного совета НАМИ и Научно-технического совета министерства автомобильной промышленности фитинг трубопровода Фиттипальди, Эмерсон
Ссылки исходящие (структура 3-х уровней): > автоперсона >> автомобиль >>> а/м, авто, автомашина, двигатель автомобиля, двигатель внутреннего сгорания, колеса, колесный ход, кузов, подвеска, полугусеничный ход, салон, система выпуска выхлопных газов, система охлаждения, система питания, система рулевого управления, старинный автомобиль, тормозная система, трансмиссия, транспортное средство, электрика >> автоспорт >>> дрифтинг, картинг, кольцевые гонки, кросс, ралли, экипаж > 1991 >> Формула-1 >>> рабочий объем цилиндров двигателя, Формула >> Сенна да Сильва, Айртон >>> 1960, март, 21, 1988, 1994, Гран-при (Гран При), поул-позишн > Запорожец >> марка автомобиля >>> Дженерал Моторс (General Motors – GM), марка, ТС > ГАЗ >> газон >>> проезжая часть, тротуар > ГАЗ-М1 >> Эмка >>> 1936, март, 16, V-образный двигатель (англ.), ГАЗ-А, крыло, модель автомобиля, рессора, Форд (Ford) > ЗИС >> ЗИЛ >> АМО >>> 1916, октябрь, 07, 1916, февраль, 27, Бондарев Дмитрий Дмитриевич, Рябушинские Сергей Павлович и Степан Павлович > БТР >> вид транспорта >>> , транспорт
|