Перегонка нефти |
|
Авдонин Игорь Александрович
Перегонка нефти
процесс получения нефтяных дистиллятов – разделение нефти на составные части (фракции) по их температурам кипения в целях получения товарных нефтепродуктов или их компонентов. Перегонка нефти – начальный процесс переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах, основанный на том, что при нагреве нефти образуется паровая фаза, отличающаяся по составу от жидкости (дистилляция). Фракции, получаемые в результате перегонки нефти, обычно представляют собой смеси углеводородов. С помощью методов многократной перегонки нефтяных фракций удается выделить некоторые индивидуальные углеводороды. Перегонка нефти осуществляется методами однократного испарения (равновесная дистилляция) или постепенного испарения (простая перегонка, или фракционная дистилляция); с ректификацией и без нее; в присутствии перегретого водяного пара – испаряющего агента; при атмосферном давлении и под вакуумом. При равновесной дистилляции разделение нефти на фракции происходит менее четко по сравнению с простой перегонкой. Однако в первом случае при одной и той же температуре нагрева в парообразное состояние переходит большая часть нефти. В лабораторной практике в основном применяется простая перегонка нефти с ректификацией паровой фазы на установках периодического действия. В промышленности используется перегонка нефти с однократным испарением в сочетании с ректификацией паровой и жидкой фаз. Такое сочетание позволяет проводить перегонку нефти на установках непрерывного действия и добиваться высокой четкости разделения нефти на фракции, экономного расходования топлива на ее нагрев. Применение водяного пара приводит к снижению температурного режима, увеличению отбора нефтяных фракций и повышению концентрации высококипящих компонентов в остатке. На промышленных установках перегонка нефти вначале проводится при атмосферном давлении, а затем под вакуумом. При атмосферной перегонке нефть нагревается не выше 370°С, так как при более высокой температуре начинается расщепление углеводородов – крекинг, а это нежелательно из-за того, что образующиеся непредельные углеводороды резко снижают качество и выход целевых продуктов. В результате атмосферной перегонки нефти отгоняются фракции, выкипающие примерно от 30 до 350-360°С, и в остатке остается мазут. Из нефтяных фракций, выкипающих до 360°С, получаются различные виды топлив (бензины, топлива для реактивных и дизельных двигателей), сырье для нефтехимического синтеза (бензол, этилбензол, ксилолы, этилен, пропилен, бутадиен), растворители и др. Дальнейшая перегонка мазута проводится под вакуумом (остаточное давление 5,3-8 кн/м2, или 40-60 мм рт.ст.), чтобы свести к минимуму крекинг углеводородов. В СССР на ряде нефтеперерабатывающих заводов производительность установок атмосферно-вакуумной перегонки нефти доведена до 8 млн.т нефти в год Синоним – ректификация См.также – производство масел
Принципиальная технологическая схема установки для атмосферно-вакуумной перегонки нефти. Аппараты: 1, 3 – атмосферные ректификационные колонны; 2 – печи для нагрева нефти и мазута; 4 – вакуумная ректификационная колонна; 5 – конденсаторы-холодильники; 6 – теплообменники Линии: I – нефть; II – легкий бензин; III – отбензиненная нефть; IV – тяжелый бензин; V – керосин и газойль; VI – водяной пар; VII – мазут; VIII – газы разложения и водяной пар; IX – масляные фракции; Х – гудрон
Ссылки входящие: бутаны, гудрон, прямогонный бензин, уайт-спирит Ссылки исходящие (структура 3-х уровней): > дистиллят нефтяной >> атмосферная дистилляция >>> битум, дизтопливо >> нафта >> газойль >> масло >>> АКПП, всесезонное масло, гипоидное масло, ГУР, двигатель, зимнее масло, летнее масло, минералка, моторное масло, пластичная смазка, полусинтетика, промывочное масло, синтетика, смазка, смазочное масло, техническое масло, трансмиссионное масло, трансмиссия, цвет масла >> гудрон >>> асфальтены, газ, кокс нефтяной >> крекинг >>> 1891, 1915-1918, Бартон У., висбре́кинг, Гаврилов С., гидрокрекинг, дизельное топливо, Шухов, В.Г. >> коксование >> выход нефтепродуктов >>> расход топлива > нефть сырая >> углеводород >>> загуститель смазки >> легкая нефть > нефтепродукты >> темные нефтепродукты >>> газотурбинный двигатель, мотор > переработка нефти >> НПЗ > бензин >> присадки для повышения ОЧ >>> антидетонационная добавка, двигатель автомобиля, МТБЭ, нефтепереработка, присадки для повышения ОЧ на основе марганца, степень сжатия, тэтраэтилсвинец, ферроцен >> эксплуатационные свойства >>> ездовые качества, проходимость, скоростные свойства, топливная экономичность, тормозные свойства, ТС, управляемость, устойчивость, эксплуатационная жидкость >> октановое число >>> изооктан, инжекторный двигатель, искра, исследовательский метод определения ОЧ, карбюраторный двигатель, моторный метод определения ОЧ, мощность двигателя, Н-гептан, октановый индекс, ОЧ, ОЧИ, ОЧМ, цетановое число, число >> авиационный бензин >>> антидетонатор, антиокислительные присадки, ДВС, искровое зажигание, поршневой двигатель >> катализатор >>> выхлоп, выхлопная труба, галстук, глушитель, мозги, приемная труба глушителя, чип-тюнинг >> примеси бензина >>> б/б, бензозаправка, бензонасос, датчик б/бака, двигло, заправлять, заправка, игла карбюратора, инжектор, камера сгорания, капиталка, карб, карбюратор, клизма, осушитель бензина, осушитель бензобака, топливная система, топливозабор, топливопровод, фильтр топливный, ФТО >> цвет бензина >> крекинг-бензин >>> бензин каталитического крекинга >> летний бензин >>> бутаны >> зимний бензин >>> давление насыщенных паров, летучесть >> детонация >>> бензовоздушной смеси, ВМТ, дымность, калийное число, калильное число, коленвал, кольца поршневые, отработавшие газы, ПГБЦ, ПГБ, поршень, свеча, цилиндр поршневой > мазут >> топливо >> керосин >> дизельный двигатель >>> газодизельный двигатель, двигатель внутреннего сгорания, Дизель, Рудольф, жесткая работа дизеля, мягкая работа дизеля, ЦЧ > производство минеральных базовых масел >> деасфальтизация >>> асфальт >> депарафинизация >>> растворитель >> гидроочистка >>> бар, минеральное масло, синтетическое масло
|