|
|
"УТВЕРЖДАЮ" Главный
конструктор
ТОПЛИВА, МАСЛА, СМАЗКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ ДЛЯ
ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ Тольятти 2002 г
Введение
Для эксплуатации автомобилей ВАЗ в семидесятые годы было организовано производство горюче-смазочных материалов (ГСМ). Ассортимент этих продуктов был небольшой, а большинство материалов были в единственном числе. Такие марки ГСМ, как М-6з/10Г1, ТАД-17и, "НЕВА", "ТОСОЛ А" и др. многие годы не имели конкурентов. Лишь с освоением производства автомобилей семейства ВАЗ-2108 в ассортименте появились новые марки ГСМ: масла - М5з/10Г1, М-6з/12Г1 и ТМ-5-18; тормозные жидкости - "ТОМЬ", "РОСА"; охлаждающие жидкости - ОЖК "ЛЕНА" и др. Но особенно быстро ассортимент ГСМ стал расти после 1991 года, когда нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) начали присваивать собственные торговые марки выпускаемым ГСМ. Больше всего испытаний на "АВТОВАЗе" было проведено по моторным маслам. По годам количество одобренных масел выглядит следующим образом: 1991 -2; 1992 -4; 1993 -3; 1994 -6; 1995 -9; 1996 -4; 1997 -5; 1998 -13; 1999 -7; 2000 -14 Получили одобрение и много новых марок трансмиссионных масел, антифризов, тормозных жидкостей и пластичных смазок. Следует отметить, что среди них были и продукты, производимые зарубежными нефтяными компаниями. Ввести своевременно весь перечень одобренных ГСМ в конструкторский чертеж, в руководства по эксплуатации автомобилей, тем более уже выпущенных, было невозможно, поэтому для того, чтобы обеспечить оперативной информацией конструктора, организации, занимающиеся техническим обслуживанием автомобилей ВАЗ, а также владельцев автомобилей о новых марках ГСМ, с 1995 выпускаются "Извещения", содержащие эти сведения.
|