Монорельсовая дорога |
|
Авдонин Игорь Александрович
Монорельсовая дорога
вид транспорта – транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке – монорельсу [2]. История – В России первая грузовая монорельсовая дорога с конной тягой была построена в начале 19 в. под Москвой механиком И. К. Эльмановым. В конце 19 в. в Гатчине был построен опытный участок электрифицированной монорельсовой дороги электротехником И. В. Романовым. Однако широкого распространения в России монорельсовая дорога не получили. За рубежом одной из старейших является функционирующая монорельсовая дорога в г. Вупперталь (Германия), построенная в 1902. С 1957 по 1970 в США, Японии, ФРГ, Франции, Швейцарии, Канаде, Италии построено около 30 монорельсовых дорог (в основном для экспериментальных целей или действующие на выставках). В СНГ разрабатываются проекты монорельсовых дорог (систем «Альвег» и «Сафеже») для пассажирских перевозок в крупных промышленных центрах, создан проект монорельсовой дороги в Киеве для участка Гидропарк – мост им. Патона (протяженностью 1,8 км), разрабатывается проект для г. Рустави протяженностью 19,4 км Монорельсовая дорога системы «Альвег» Различают монорельсовые дороги навесные – вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой (рис.), и подвесные – вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом. Наиболее распространены навесные монорельсовые дороги системы «Альвег», разработанные в ФРГ, например действующая монорельсовая дорога в Токио к аэропорту Ханеда протяженностью 15 км (Япония). Разновидности подвесных монорельсовых дорог: системы «Скайвей», созданные в США, с открытой конструкцией путей и несимметричной подвеской вагонов, и системы «Сафеже», разработанные во Франции, с закрытыми путями внутри полой несущей балки и симметричным подвешиванием вагонов. Монорельсовая дорога благодаря способности развивать относительно высокие скорости, безопасности движения, возможности сообщения по кратчайшему расстоянию, независимости пути от ландшафта и условий планировки, сравнительно малой металлоемкости и высокой энергетической экономичности, возможности полной автоматизации являются прогрессивным видом промышленного, городского и пригородного транспорта. Ходовые тележки вагонов пассажирских монорельсовых дорог имеют электрический привод, пневматические ходовые, пневматические или обрезиненные направляющие колеса, что обеспечивает бесшумность хода. Вместимость вагонов от 60 до 120 чел. Для междугородного сообщения перспективно строительство дорог, по которым возможно движение на воздушной подушке со скоростями от 150 до 500 км/ч (например, в Японии проектируется подобная дорога между Токио и Осакой, 1973). Грузовые монорельсовые дороги применяют на промышленных предприятиях как средство цехового и межцехового транспорта, а также для межзаводских связей. Вагонетки оборудуются специальными платформами, саморазгружающимися кузовами, захватами, подъемными механизмами. Грузоподъемность вагонеток 0,5-2т (реже 5т), скорость перемещения обычно 2-4 км/ч. Применение грузовых монорельсовых дорог наиболее эффективно при циклических режимах работы на расстояния до 1,5 км
Ссылки исходящие (структура 3-х уровней): > вид транспорта >> транспорт >>> городской, грузовой, дальнобой, индивидуальный транспорт, конвейер, междугородний, международный, местный, общественный транспорт, сухопутный транспорт, транспорт личного пользования, транспорт не общего пользования, транспорт общего пользования, транспортер ленточный, трубопроводный > пассажир >> чел >> авто >>> аварийный автомобиль, автомобиль, ведро, ведро с гайками, ведровер, гнилая, гроб на колесах, груда запчастей, груда хлама, муха не сидела, Северянин, Игорь >> пассажировместимость >>> водитель, номинальная пассажировместимость автобуса – стоячие, обслуживающий персонал, предельная пассажировместимость автобуса – стоячие >> пассажирский >> пассажирское сиденье >>> заднее сиденье, переднее сиденье, регулируемое сиденье, сиденье, сиденье водителя
|