Грачев, Виталий Андреевич |
|
Авдонин Игорь Александрович
Грачев, Виталий Андреевич
{автоперсона} – (23.01.1903, Томск – 24.12.1978, Москва) советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники. Виталий Андреевич Грачев Отец, выходец из крестьян, основал свое дело, мать работала земским врачом. Виталий Андреевич был пятым ребенком в большой семье. Родители Виталия были очень разными по характеру людьми: мать была прирожденным лидером, женщиной с твердым и непростым характером, а отец – полная ей противоположность – мягким и покладистым. Сам Грачев унаследовал материнский характер. Он рано ушел из семьи в самостоятельную жизнь. Молодой Грачев служил техником в авиационных частях, затем работал киномехаником, окончил несколько курсов Томского технологического института, однако был изгнан оттуда за непролетарское происхождение. Он так никогда и не получил высшего образования. В декабре 1931 он был безработным и по мобилизации был направлен в техотдел строящегося в то время Нижегородского автозавода. В 1936, за рулем самостоятельно разработанной машины «ГАЗ-АААА» участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском автопробеге. В 1937 под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии тот же индекс дали первой «Волге»), на базе которого впоследствии был создан семиместный легковой автомобиль и два бронеавтомобиля. В 1938–1939 проектирует первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 (на базе шестицилиндровой «Эмки»), который до наших дней так и остался непревзойденным по динамике и проходимости для машин этого класса. Решение о начале разработке ГАЗ-61 Виталий Андреевич «пробил» с огромным трудом, у самого Ворошилова. Эта машина пошла в серию уже в конце 1940. В 1941−1944 под его руководством были разработаны армейский джип ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, автомобиль ГАЗ-67, а также колесная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76) и другие образцы колесной военной техники. Главный конструктор автозавода в Днепропетровске с сентября 1944, где им был создан армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485. С 1951 – заместитель главного конструктора и с 1954 главный конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗИС (ЗИЛ) в Москве, где под его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортеры БТР-152А, БТР-152Б, средние колесные артиллерийские тягачи, многоцелевые армейские транспортеры и установки на их базе. В мае 1975 им был создан поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью – машины комплекса «490» – «Синие птицы». Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии (1942, 1951) за разработку бронеавтомобиля БА-64 и трехосной амфибии ДАЗ-485. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями графический конструкторский документ гребной вал
Ссылки исходящие (структура 3-х уровней): > автоперсона >> автомобиль >>> а/м, авто, автомашина, вид транспорта, двигатель автомобиля, двигатель внутреннего сгорания, колеса, колесный ход, кузов, подвеска, полугусеничный ход, салон, система выпуска выхлопных газов, система охлаждения, система питания, система рулевого управления, старинный автомобиль, тормозная система, трансмиссия, транспортное средство, электрика >> автоспорт >>> дрифтинг, картинг, кольцевые гонки, кросс, ралли, Формула-1, экипаж
|