Фуникулер |
|
Авдонин Игорь Александрович
Фуникулер
вид транспорта – (от лат. funiculus – веревка, канат), подъемно-транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъему на короткое расстояние. Применяется в городах и курортных центрах, а также в горных местностях. История – впервые использование фуникулера в качестве пассажирского транспорта предложено в 1825, а осуществлено в 1854 в Италии (Генуя) и Австрии (Зоммеринг). Фуникулер представляет собой подъемник, в котором перемещение людей и грузов производится в вагонах, движущихся по наклонным рельсовым путям между верхней и нижней станциями при помощи каната, связанного с вагонами и приводной лебедкой. Лебедка с приводом обычно располагается на верхней станции. По назначению фуникулеры разделяются на пассажирские, грузовые и грузопассажирские, по устройству – на одновагонные (с одним попеременно поднимающимся и опускающимся вагоном) двухвагонные (с двумя уравновешивающими друг друга вагонами, прикрепленными к двум концам каната и движущимися навстречу друг другу). Преимущественное применение получили двухвагонные фуникулеры. Они могут выполняться двухпутными (с независимым рельсовым путем для каждого вагона) и однопутными (с разъездами вагонов посередине). Вагоны пассажирских фуникулеров сделаны так, что при любом наклоне рельсового пути (обычно менее 35°) положение их пола остается близким к горизонтальному. Вагоны грузовых фуникулеров, используемых для перемещения леса, горных пород и т. д., отличаются от вагонов пассажирских более простой конструкцией. Для загрузки и разгрузки таких вагонов используется соответствующее оборудование, расположенное на станциях. Для безопасности работы вагоны фуникулеров снабжаются аварийными тормозными устройствами, а также средствами сигнализации, связи и блокировки, обеспечивающими согласованные действия персонала верхней и нижней станций, а также остановку вагонов при возникновении аварийных ситуаций. Фуникулеры имеют ограниченное распространение из-за прерывистого характера работы, большого времени на вход и выход пассажиров или погрузку и разгрузку, небольших скоростей движения (менее 3 м/сек), невозможности движения по сложным трассам. Пропускная способность пассажирского фуникулера не превышает 600 чел. в 1 ч. В СНГ фуникулеры имеются в Одессе, Киеве, Тбилиси, Сочи и др. городах Пер.фр. – funiculaire Фуникулер фундамент функциональная система диагностирования.
Ссылки исходящие (структура 3-х уровней): > вид транспорта >> транспорт >>> городской, груз, грузовой, дальнобой, индивидуальный транспорт, конвейер, междугородний, международный, местный, общественный транспорт, пассажир, пассажирский, сухопутный транспорт, транспорт личного пользования, транспорт не общего пользования, транспорт общего пользования, транспортер ленточный, трубопроводный
|