Акведук |
|
Авдонин Игорь Александрович
Акведук
мост с водотоком или трубопроводом для жидкостей (от лат. «aqua» – вода и «duco» – веду)
Акведук на р.Раздан в Ереване (арх. Р.Исраелян, инж. Г.Егиян, 1949)
Водопровод древних римлян: каменные трубы поддерживаемые рядом арок для подачи воды к населенным пунктам и оросительным системам из расположенных выше их источников. Это сооружение в виде эстакады строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой и другими препятствиями. Наземные (с открытыми лотками) и подземные акведуки сооружались до н.э. в странах Древнего Востока и в Древней Греции. Отчасти сохранились акведуки г.Рима (IV в. до н.э.; их общая длина была 436 км, из них 55 км – мостовые сооружения) и провинций Римской империи. Арочные каменные мосты – акведуки с закрытыми лотками шириной 1-1,7 м, совершенные по конструкции и величественные по архитектуре, с пролетами арок от 5,6 м (акведук Марция, Рим, 140 г. до н.э.) до 25 м (Пон-дю-Гар, близ Нима, Франция, кон. I в. до н.э.), достигали высоты до 49 м и протяженности около 300 м (действующий акведук близ Сеговии, Испания, 109 г. н.э.). В средние века сооружены Бургасские акведуки близ Константинополя и ряд более поздних во Франции, Италии, Испании. В современной оросительной и гидроэнергетической системах мостовые части акведуков (с арочными, рамными или балочными конструкциями) сооружают из бетона и металла, реже – из дерева. Наиболее распространены акведуки, в которых стенки и днище лотка (преимущественно прямоугольного сечения) или трубы являются несущими пролетными конструкциями моста. В месте соединения моста с каналом возводят подпорные стенки, служащие одновременно и противофильтрационным устройством
Ссылки входящие: КПП двойного действия, круиз-контроль, круизконтроль
|