|
|
Джеймс Уатт
Джеймс Уатт Британский инженер - самоучка, ввел универсальную единицу мощности двигателей - лошадиную силу. Патент на паровую машину с конденсатором (2): нанятый техником в лабораторию университета Глазго, усовершенствовал машину Ньюкомена (Шотландия, 1769 г.). Джеймс Уатт первым сумел организовать рабочий процесс так, чтобы пар не охлаждался внутри цилиндра - иначе тот конденсировался, и эффективность падала. В машине Уатта использовалось избыточное давление пара, которое позволяло улучшить экономичность и снизить габариты установки (эта особенность была запатентована в 1768 году). Большей удачей Уатта стало то, что нашелся богатый коммерсант с воображением по имени Мэттью Боултон, который вложил огромные деньги в «раскрутку» нового изобретения. Ему-то и принадлежала счастливая маркетинговая идея - мерить мощность новой машины в лошадиных силах (причем за единицу была принята не средняя животина, а тяжеловес). Благодаря патентной защите фирма Boulton&Watt стала абсолютным монополистом в Англии на добрую четверть века - вплоть до 1800 года. Все это время Уатт продолжал совершенствовать паровые двигатели. Задумывался он и о паромобилях. Но Уатт рассчитал, что сделать компактный, пригодный для самоходного экипажа паровой двигатель можно только при высоком давлении в котле - до 8,3 атм при толщине медных стенок в 6,35 мм. И, решив, что это крайне небезопасно (котел может попросту взорваться!), Уатт, по сути, остановил развитие паромобилей в Великобритании на целых 32 года - на срок действия своего патента! Однако, внедрение паровой машины в промышленное производство привело к индустриальной революции в Англии
|