|
|
Ричард Тревитик
Инженер из Корнуэлла - построил первый в Англии паромобиль (1801 г.), а в 1803 году - еще один, изобрел паровоз, но был обвинен, как теперь говорят, в краже интеллектуальной собственности и умер в нищете, когда сила пара уже применялась повсеместно. Обвинил своего бывшего сотрудника Ричарда Тревитика в плагиате Дж.Уатт. Экипаж Тревитика был заднеприводным и с восемью пассажирами разгонялся до 13 км/ч! На Рождество 1801 года на изготовленной им паровой коляске перевез в Корнуолле первых пассажиров. Именно с этой даты надо, видимо, отсчитывать автомобильную эру! В 1802 году Тревитик построил и первый рельсовый локомотив с паровой машиной высокого давления для владельца металлургического предприятия в Южном Уэльсе Самюэля Хомфри. И тот поспорил, что его поезд способен везти 70 человек и 10 тонн руды 10 миль. Невероятно, но локомотив завершил эту поездку без капли воды в котле - давлением выбило одну из заклепок, и вся вода вылилась! Двигатель локомотива имел цилиндр диаметром 208 мм, ход поршня - 1372 мм, и за минуту он делал 40 ходов. Когда локомотив Тревитика испытывали в 1804 году на рельсах для шахтных вагонеток в горняцком поселке Вилам под Ньюкаслом, на это диво, среди прочих, пришел посмотреть малограмотный шахтер Джордж Стефенсон. Зрелище так потрясло его, что он загорелся мечтой построить большой паровоз - и в 1814 году добился своего, действительно став создателем британского железнодорожного транспорта. Тревитик продолжал придумывать экипажи, суда, тракторы - все на паре. В 1803 году совместно с Эндрю Вивианом он сконструировал 9-местный дилижанс с ведущими колесами диаметром около 2,5 м. Это важная деталь, поскольку многие последователи Тревитика в качестве движителей предлагали «ноги» и прочие механические приспособления. Большие колеса были подспорьем на безобразных дорогах и принимали на себя немалую массу экипажа (подобная конструкция была у лондонских кэбов). Управляемое же колесо было разгружено. Паровая машина рабочим объемом 11,7 л развивала мощность 3 л.с. при 50 об./мин. Лондонская мастерская Фелтона построила этот дилижанс, и он начал ежедневно курсировать по Лондону. Маршрут длиной 10 миль проходил от Грейс Инн Лэйн до вокзала Пэддингтон и обратно - по Лордс Крикет Граунд, Алингтону и оживленной Оксфорд-стрит. Дилижанс развивал сумасшедшую для того времени скорость - 15 км/ч! Точную копию этого дилижанса - London Steam Carriage - создал англичанин Том Брогден
|