|
|
Лесснер (Lessner)
Логотип Лесснера
Российский машиностроительный, чугунный и котельный завод, выпускавший паромобили и станки - первый серийный российский автозавод - выпустило первый автомобиль конструкции Б.Г.Луцкого (апрель 1905 г.) и, в этом же году, построило 6 автомобилей для Петербургского главпочтамта. С начала своего существования петербургский завод выпускал паровые машины, станки, котлы, что в дальнейшем стало невыгодным. Поэтому одно из наиболее передовых для своего времени петербургских предприятий «Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г.А.Лесснера» заключило с фирмой Даймлера договор о постройке лицензионных бензиновых двигателей и автомобилей некоторых типов. Инициатором соглашения Даймлера и Лесснера был русский инженер Б.Г.Луцкой. Он являлся членом правления фирмы Даймлер и участвовал в создании новых легковых машин, производство которых предусматривалось на заводе Лесснер. В дальнейшем, Луцкой был назначен консультантом АО Г.А.Лесснер. В 1904 завод выпустил первый российский пожарный автомобиль. В 1905 начал свою автомобильную деятельность с выпуска серии почтовых фургонов, а в следующем году начал выпускать автомобили, которые внешне и конструктивно напоминали «Мерседесы». Модели завода экспонировались на Первой Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге, ничем не уступая продукции других западноевропейских фирм. В 1908 г., после закрытия этой выставки, на которой АО Лесснер получило Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России», журнал «Автомобиль» писал: «...К чести этого завода следует приписать то обстоятельство, что он в действительности строит свои машины, а не собирает их из заграничных частей». Автомобильное производство на «Лесснере» просуществовало с 1905 по 1910 года. Лесснер был единственным в России заводом, выпускающим в то время автомобили современного типа. Удивляет и большая программа завода - 13 типов легковых, грузовых, пожарных машин и омнибусов. В течение этого периода было изготовлено несколько десятков машин. Так что это производство можно считать первым серийным выпуском отечественной автомобильной продукции. В программе завода были оригинальные машины, разработанные Луцким специально для Лесснера. Одной из них стал легковой автомобиль 1909 г. со всеми четырьмя ведущими и управляемыми колесами, межосевым дифференциалом и дорожным просветом 320 мм. Двухосный полноприводный автомобиль продемонстрировал более высокую проходимость, чем обычный - с приводом только на заднюю ось, но дальше испытаний дело не пошло. В трансмиссии машины постоянно что-то ломалось, и конструкторы, как они не бились, так и не смогли устранить дефект. Для рекламы своей продукции Лесснер участвовал в ряде соревнований (в 1909 в пробеге Рига - Санкт-Петербург - Рига). С 1910 года завод прекратил свое существование
|