Импортные / Роллс-Ройс |
|
Роллс-Ройс (Rolls-Royce)
Марка автомобиля, Великобритания / Германия, собственность БМВ. Основатели фирмы - Фредерик Генри Ройс и Чарльз Стюарт Роллс
Ройса с Роллсом познакомил друг Ройса - Генри Эдмонд, предварительно расписавший последнему достоинства Royce 10HP в ярких красках. Они встретились 4 мая 1904 года в манчестерском отеле «Мидленд», поужинали, и... автомобиль Ройса был продан через лондонский магазин Роллса в Фулхэме. А в 1905 году на эмблемах моделей Ройса значились уже две фамилии. Правда, первый вариант отличался от нынешнего - напоминал бляшку, которую приделывали к своим изделиям производители швейных машин. Rolls-Royce 10HP 1905 года, хранящийся в музее компании в Дерби, тем не менее увенчан знаменитым переплетением букв RR. Автомобиль имеет 2-цилиндровый мотор объемом 1809 см куб. и мощностью 10 л.с. при 1000 об./мин. Среди его особенностей - алюминиевый картер двигателя и главной передачи, трамблер в системе зажигания. Скорость - 60 км/ч. Всего с 1904 по 1907 год было построено 16 экземпляров Rolls-Royce 10HP. Роллс продолжает экспериментировать с 2-цилиндровым моторчиком «декавилевского» происхождения. Он повышает его мощность, создает мотор из 2, 3 и 4 блоков по 2 цилиндра. Это были надежные машины - на 20-сильной версии Роллс выиграл в 1906 гонку «Турист Трефи», показав скорость 39,3 мили/час. Выпустив к 1906 лишь 105 собранных вручную «продекавилевских» машин, компания Rolls-Royce решила выпускать «лучшие в мире автомобили». 16 марта 1906 года на лондонском автошоу была показана 6-цилиндровая модель Rolls-Royce 40/50 hp. Именно такая, а конкретно 48 л.с., была мощность 6-цилинрового мотора этого гиганта. Машина получилась очень большой, но совершенной, ее двигатель работал так плавно и тихо, что монетка, поставленная ребром на крышу капота, не падала. 13-й экземпляр Rolls-Royce 40/50 hp был оснащен открытым 5-местным кузовом от Barker, выкрашен в серебристый цвет, а некоторые детали были посеребрены. Автомобиль получил собственное имя «Силвер Гоуст» - «Серебряный Призрак». За руль «Призрака» уселся генеральный менеджер компании Клайд Джонсон, занимавшийся продажами вместо увлекшегося авиацией Роллса. Он отправился в 2000-мильный пробег по Англии, после которого автомобиль разобрали для выявления неисправности. Ею оказалась течь краника топливопровода, других поломок не было. Через год пробег удлинили до 15 000 миль, а машинам присвоили имена «Серебряный воришка» и «Серебряный плут», хотя автомобильная общественность именует все машины 40/50 hр «Серебряными Призраками». К тому же Ройс увлекался мистикой и обожал английскую фантастику. Когда ему в 1909 году за «Серебряный Призрак» присвоили титул рыцаря, Ройс решил называть все последующие свои машины в духе британского романтизма. Возросшую мощность он перестал указывать, а ее до сих пор обозначают как достаточную. В 1910 Ройс создает для Роллса авиационный мотор, который устанавливают на аэроплан братьев Шорт. На этой машине 2 июня 1910 года Чарльз Роллс взлетел из Дувра. Он впервые пересек Ла-Манш, затем, не приземляясь во Франции, развернулся и полетел через канал назад. Это был первый перелет между Великобританией и Францией, да еще двойной. Роллс стал национальным героем. 12 июля его пригласили на праздник в Бурнемоут. Там он демонстрировал фигуры высшего пилотажа, но попал в штопор, из которого тогда пилоты не знали выхода, да и высота исполнения фигуры была малой... Сегодня в Лувре стоит памятник погибшему в 33 года авиатору, оставившему фирме своего имени наследство в 120000 фунтов. К тому времени Клайд Джонсон (генеральный менеджер компании) стал секретарем Британского Королевского автоклуба, а президентом - друг покойного Роллса, лорд Бельою. Лорд Монтегю попросил художника журнала Чарльза Сайкса создать серебряную «накапотную» фигурку для своего Rolls-Royce. В марте 1911 года первая фигурка была установлена на капот Rolls-Royce с госномером АА-19, принадлежавшего Монтегю. Публика была восхищена, Ройс доволен, балерина Торнтон получила вечную славу, а Rolls-Royce - талисман, оставшийся на капоте и поныне.
«Серебряный Призрак» завоевывает сердца и кошельки аристократии Европы и английской колонии Индии, где безутешная бедность соседствует с невероятным богатством. Но была еще одна успешная евроазиатская страна - Россия, где не хотели покупать просто Rolls-Royce, а приобретали их только с самыми лучшими парижскими кузовами ателье Kellner. Представительство Rolls-Royce вместе с магазином находилось в Петербурге на Английской набережной, и после автосалона 1913 года его клиентом стал Император Николай II, заказавший к своим 37 автомобилям темно-синий лимузин с французским кузовом. Узнав об этом, нефтепромышленник Манташев заявил, что «беднякам Романовым по карману лишь один такой автомобиль», и купил себе два лимузина Rolls-Royce. В основном в России приобретали машины версии Alpane Eagle - «Горный Орел» (названной в честь ралли в Альпах 1913). Эти машины имели облегченный кузов и форсированный мотор. Один такой орел приобрела даже киевская графиня Елена Броницкая. Однако самый интересный автомобиль этого периода принадлежал текстильному королю графу Мордвинову. Он заказал французскому стилисту Жан-Анри Лабурде короткий полудеревянный кузов «Скиф-Торпедо», напоминавший каноэ. Этот автомобиль стал первым кабриолетом в мире. Машина, на удивление, сохранилась: именно на ней в «окаянные дни» граф бежал в Финляндию. Rolls-Royce становится тесно в цехах манчестерской фирмы, и в 1913 году производство переезжает в Крю. Однажды один парижский фабрикант сбивает своим Rolls-Royce зазевавшегося велосипедиста. Тот оказывается русским адвокатом без практики и берется защищать свои интересы в суде. Эмигрант выигрывает дело у предпринимателя и получает круглую сумму компенсации. После чего пишет своему товарищу: «Когда мы придем к власти, нужно закупить Rolls-Royce - архихорошие автомобили». Адвоката звали Владимир Ульянов, и он не шутил. А пока в Европе громыхает мировая война, Rolls-Royce 40/50 hр примеряет военную форму, усиливает шасси, кузов одевают в броню и устанавливают пулемет, создавая аристократический броневик. О своем желании ездить на Rolls-Royce творец мировой революции вспомнил не сразу: поначалу он пользовался Renauld и Delanau-Bellvile из царского гаража, но эти роскошнейшие машины быстро пришли в негодность. Тут-то и появился у Ленина Alpane Eagle с кузовом Barker бывшего книгоиздателя Рябушинского. (Кстати, этот аристократ окажется дядей Александра Исаевича Солженицына.) В1921 Великобритания признала СССР и Ленин решил обновить свой Rolls-Royce. Еще в 1918 Ильич задал риторический вопрос: «Почему нет больше «Кегрессов»?». Дело в том, что Адольф Кегресс придумал, как из простого автомобиля сделать автосани путем надевания на задние колеса специальной резиновой гусеницы. Но в 1917 Кегресс с семьей уехал на царском Delanau-Bellvile в Финляндию и автосани было решительно некому строить. На путиловском заводе в Питере оборудовали длиннобазный Rolls-Royce 40/50 hр Continentale, спроектированный для европейских дорог, оснастили гусеницами, а на передние колеса установили лыжи. Эти автосани подарили Ленину, а тот отправил их в Горки. Уникальная самоделка обслуживала вождя пролетариата до его последнего вздоха. Что касается обновленной машины, то ее заказали в 1921 году вместо обычного фаэтона "Горный Орел" и навесили на него госномер 236 с предыдущего Rolls-Royce. На заводе в Крю побывал Н. Клиншко, специальный представитель наркоминдел Чичерина. Больной Ленин получил этот автомобиль уже в 1923 году и, естественно, не мог в полной мере насладиться черным фаэтоном с кузовом Barker. Кузов от этого же ателье на закрытый лимузин был заказан Ильичом для обслуживания Крупской. Этот автомобиль тоже был построен на шасси Rolls-Royce 40/50 hр Continentale, но имел госномер 931. В 20-е годы Клиншко по приказу Чичерина купил для нужд Совнаркома 70 Rolls-Royce. Лимузин семьи Ульяновых был конфискован ГПУ в 1928, после того как Дмитрий Ульянов, брат Ленина, в невменяемом состоянии сбил человека на трамвайной остановке. В США любовь к Rolls-Royce дошла то того, что в Америке был организован филиал фирмы из Крю. Поначалу кузовная фирма Brewster из Нью-Йорка просто ставила свои элегантные и очень надежные кузова на шасси Rolls-Royce. Однако в 1921 в городе Спрингфилд (штат Массачусетс) был открыт завод American Rolls-Royce, где производили автомобили Silver Ghost с "брюстеровскими" кузовами и несколько измененными бамперами и фарами. Качество автомобилей было такое, что некоторые англичане заказывали свои Rolls-Royce за океаном. Так поступил и знаменитый чайный король Пиквик, получивший свой лимузин 1921 года из американского филиала. В 1922 году Ройс решает отказаться от практики одной модели в производственной гамме и выпускает на рынок Baby Rolls-Royce - модель 20 hp: «двадцатка» отличалась более скромным показателями и горизонтальной радиаторной решеткой. Кстати, посеребренные жалюзи и знаменитые «фронтоны» этих решеток вплоть до 1980 изготавливали вручную. В 1925 году было решено прекратить производство поднадоевшего «Серебряного Призрака». За 19 лет в Европе было произведено 6173 дорогих автомобилей. В США было выпущено 1703 машины; их производство продлилось до 1926. Взамен долгожителя появился новый гигантский автомобиль с 6-цилиндровым, 98-сильным мотором. Его назвали «Rolls-Royce Phantom». Производили его все так же вручную и давали на шасси гарантию 3 года. Заказчику, внесшему полную предоплату, приходилось ждать свой автомобиль от 6-месяцев до года (в зависимости от сложности кузова). «Фантомы» приобретали самые богатые и знаменитые люди того времени. Три фаэтона с кузовами Barker были куплены для Кремлевского гаража, ими пользовались Сталин, Киров, Троцкий. Лишь охлаждение отношений между СССР и Великобританией заставили советское правительство пересесть на Packard и Lincoln. На эксклюзивных «фантомах» ездили и властительницы человеческих сердец Грета Гарбо и Марлен Дитрих...
|