|
|
Роторно-поршневой двигатель
– принцип работы Двигатель изобрел Ванкель. Внутри примерно цилиндрической камеры по сложной траектории движется трехгранный ротор-поршень. Он постоянно разделяет камеру на рабочие зоны, в которых и происходят впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск, при этом роль поршней выполняют три стороны ротора, а на углах ротора установлены уплотнения. Ротор-поршень установлен свободно на эксцентрике вала и соединен с зубчатым колесом с внутренними зубьями, обкатывающимися вокруг неподвижной шестерни с наружными зубьями, ось которой совпадает с осью эксцентрикового вала. Двигатель Ванкеля не обременен деталями, потому отличается высокой мощностью и приемистостью при нажатии педали газа (ротор-поршень заменяет поршень, шатуны и коленвал). К тому же РПД значительно компактней и легче, поэтому, при установке его на автомашину, центр тяжести оказывается значительно ниже, а устойчивость автомобиля – выше. Однако конструкция предопределила и врожденные болезни: уплотнения – грани ротора должны плотно соприкасаться со стенками камеры в условиях высоких температур и значительного давления, – и неполное сгорание топлива в камере (из-за формы последней – плоская и широкая). Все это приводит к высокому расходу топлива и снижению долговечности. В настоящее время РПД активно занимается Мазда и когда-то занимался ВАЗ 1 – ротор-поршень вращается по часовой стрелке. Впускной клапан открыт.
В этом положении ротора происходит начало первого такта - всасывание горючей смеси (синий цвет)
и подача смеси в рабочую камеру цилиндра (стрелка вправо) 2 – размер впускной камеры увеличивается, происходит
ее заполнение горючей смесью за счет вакуумного всасывания 3 – размер впускной камеры приближается к максимуму 4 – максимальное наполнение впуска, впускной клапан закрывается, левая грань
ротор-поршня минует впускное отверстие, завершая первый такт 5 – ротор перекрыл своей гранью
впускное отверстие и начинается второй такт - сжатие (зеленый цвет) 6-7-8 – объем камеры сжатия уменьшается,
горючая смесь сжимается все больше 9 – максимальное сжатие и поджиг рабочей смеси свечами.
Т.к. камера со сжатой смесью широкая, то для лучшего поджига (и сгорания) используется две свечи 10-11-12 – воспламененная рабочая смесь расширяется, толкая поршень -
третий такт - рабочий (красный цвет) 13 – открывается выпускной клапан - начало последнего четвертого такта -
выпуск отработанных газов (желтый цвет) 14-15-16-17 – выпускная камера уменьшается, выталкивая
отработанные газы 18 – максимальный выпуск отработанных газов - окончание рабочего
цикла
|