Диагностика двигателя по свечам зажигания |
|
|
|
Осмотр свечей нужно
проводить после продолжительной работы двигателя - идеальный вариант - осмотр
свечи после длительной поездки по загородному шоссе (250-300 км на изначально
чистых свечах). Это связано с тем, что, если после холодного старта двигателя
при минусовой температуре выкрутить свечи, можно увидеть черный нагар, который образуется во время работы
двигателя в режиме холодного старта, когда смесь принудительно обогащается.
А, например, неустойчивая работа двигателя является следствием других причин
- скажем, плохого состояния высоковольтных проводов |
|
|
, |
Внешний вид свечи |
Описание внешнего вида |
Возможная неисправность |
|
|
Нормальная свеча - цвет отложений на изоляторе (юбке
центрального электрода) светло-коричневый или кофейный; нагар и отложения
минимальны. Полное отсутствие следов масла. Умеренное выгорание электрода |
Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему
- это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от
замены до замены |
|
|
Типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива
- центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром - сухой копотью |
Богатая воздушно-топливная смесь - неправильная регулировка
карбюратора или неисправность инжектора - сбой в работе системы управления
двигателем (например, отказ или неверные показания кислородного датчика),
неисправность механизма привода воздушной заслонки; засорение воздушного
фильтра |
|
|
Слишком горячая свеча -
изолятор белый, без отложений. Цвет электрода от светло-серого до
белого. Иногда - расплавленный электрод |
Возможные причины: неправильный подбор свечи (слишком
"горячая" свеча), слишком большое опережение зажигания, топливо с
низким октановым числом, бедная воздушно-топливная смесь. Чрезмерно бедная
воздушно-топливная смесь - это повод для беспокойства: езда на слишком
обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной
значительного перегрева, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев
камеры сгорания прямой путь к прогару выпускных клапанов. Так же следует
обратить внимание на то, не проявляется ли при выключении двигателя так
называемое калильное зажигание, выражающееся в нежелании двигателя глохнуть
даже при выключенном зажигании. Если такое явление наблюдается, то свеча
однозначно перегрета |
|
|
Юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый
оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича |
Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем
избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно
использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют
на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче
пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать. Такой налет
на свече наиболее характерен при применении маргенцевых добавок в бензин,
которые используются для повышения октанового числа топлива |
|
|
Ярко выраженные следы масла - черный маслянистый нагар,
особенно, в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной
стоянки, имеет обыкновение после запуска "троить" некоторое время,
а по мере прогрева работа стабилизируется |
Как правило, это указывает на неправильный температурный режим в
сторону недостаточной температуры свечи или же - на попадание моторного масла
в цилиндр. Возможные неисправности: неправильный подбор свечи (слишком
"холодная" свеча), износ направляющих втулок клапанов, маслосъемных
колпачков, поршневых колец. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты
работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп |
|
|
Эта свеча вывернута из неработающего цилиндра - центральный
электрод и его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями
несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом
цилиндре |
Причина этого - разрушение одного из клапанов или поломка
перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между
клапаном и его седлом. В данном случае двигатель "троит" уже не
переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в
полтора, два раза. Выход один - ремонт |
|
|
Полное разрушение центрального электрода с его керамической
юбкой |
Причиной
данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная
работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом,
очень раннее зажигание, и - просто бракованная свеча. Симптомы работы
двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно
надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить
в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не
избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен
он или нет (шутка). |
|
|
Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет
решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы |
Причина этого нароста - сгорание масла вследствие выработки или
залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла,
при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синие дымление, запах выхлопа
похож на мотоциклетный |
|
|
|
|
|