Букварь автолюбителя / Словарь / Николя Кюньо
Поиск:


на АБВГД-auto
на Яндексе

Назад
На Главную страницу
> Букварь автолюбителя
> Производители и оптовики
> Справки
> Расстояния между городами
Словарь автолюбителя от А до Я
Азбука автозапчастиста
< Фото автомобилей >
< Книга жалоб/предложений >
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
LIST.AUTO.RU AUTO.100I.RU
autodealer.ru - Рейтинг АвтоРесурсов
Каталог сайтов Всего.RU АвтоМОтоКаталог.ru

Николя Жозеф Кюньо (Куньо)

 

       (1725-1804) артиллерийский офицер, изобретатель трехколесной паровой повозки (Франция, 1769 г.) - первого в мире полноразмерного парового автомобиля.


       Родился в 1725 году в городе Вуа, Лотарингия. «Дорожный вагон» Кюньо, как он его называл, имел три колеса и огромный паровой котел; энергия пара приводила в движение переднее колесо. Чудовище было не просто тяжелым (несколько тонн), не просто тихоходным (две с половиной мили в час) - через каждые пару сотен футов в его котле кончался пар. Тем не менее именно этот уродец являл собою первый в мире автомобиль!


Автомобиль Кюньо
Автомобиль Кюньо


       Двухцилиндровой паровая машина располагалась за гигантским котлом (поршнями вверх). Связь поршней с передним ведущим колесом обеспечивал рычажно-храповый механизм. Переднее колесо поворачивалось вместе с паровой машиной, что приводило к плохой управляемости. Немудрено, что один из первых выездов трицикла закончился тараном кирпичной стены... К тому же производительность огромного парового котла была ничтожной - при максимальной скорости в 3,65 км/ч каждые 15 минут приходилось останавливаться и снова разводить пары


       Подлинный образец, под названием Grand fardier, хранится в парижской Консерватории искусства и ремесел: дубовые брусья, огромный котел из красной меди, грубые кованые детали. И в то же время - силовой агрегат на подрамнике (в виде ухвата), передний привод. Перед инженером Кюньо стояла задача перевозки огромных пушек 48-го и более крупных калибров из Арсенала в восточный пригород Парижа - Венсен. В 1764 году, при Людовике XV, он получил заказ от военного министра, и 23 октября 1769 года показал уменьшенную модель своей «Вуатюр а фэ» - огненной повозки. Она двигалась со скоростью 4,5 км/ч целых 12 минут, после чего приходилось доливать воду в котел и вновь разводить пары. Пораженный министр Шуазель немедля выделил умельцу 22 тысячи «золотых Луи» на постройку полномасштабного образца.


       Двухцилиндровую паровую машину с цилиндром диаметром 232,5 мм, ходом поршня 378 мм и рабочим объемом 62,72 л сделали в Страсбурге, а окончательная сборка происходила в Арсенале. 22 апреля 1770 года состоялось официальное представление механического экипажа Кюньо королевской комиссии. Маршал Грибоваль, при поддержке которого осуществилась эта затея, ликовал. Повозка двигалась со скоростью один лье (около 3,65 км) в час, и примерно через 15 минут ее приходилось «заправлять».


       Grand fardier стал не только первым автомобилем (в частности, первым военным автомобилем-тягачом), но и участником первой автомобильной катастрофы. Как-то раз Кюньо с напарником вошли в поворот на слишком большой скорости - котел выскочил из «ухвата» и взорвался, как писали газеты, «с грохотом на весь Париж». При Людовике XVI о Grand fardier забыли, потом последовала революция, казнь короля, и в конце концов повозку поместили в музей технических диковин, организованный Конвентом в 1794 году. Николя-Жозеф Кюньо умер в 1804-м - в год, когда в Соборе Парижской Богоматери Бонапарт был провозглашен императором Франции Наполеоном I



Сайт создан в системе uCoz